Значение физкультуры в дошкольных учреждениях: развитие малышей через активные игры и движение

Оздоровительная физкультура

Начнём с простого — почему важен спорт?

  • Во время физической активности ускоряется метаболизм, что способствует активному сжиганию жировых клеток.
  • Спорт приводит к улучшению состояния иммунной системы и помогает противостоять сезонным простудам и вирусным инфекциям.
  • Тренировки на регулярной основе помогают укрепить позвоночник, что способствует здоровой осанке и положительно сказывается на работе внутренних органов.
  • Спорт помогает укрепить состояние сердечно-сосудистой системы (если, конечно, у ребёнка нет медицинских противопоказаний на выполнение стандартного комплекса упражнений).
  • Эффект от выполнения спортивных упражнений — крепкие кости и улучшенный кислородный обмен в организме.
  • Физические упражнения повышают метаболизм клеток и улучшают липидный обмен.
  • Грамотная физическая нагрузка помогает успокоиться при стрессовых ситуациях, улучшить сон, а днём — помочь сосредоточиться на важных задачах обучения.

Цели и задачи физкультуры в детском саду:

  • развитие физических качеств и укрепление здоровья детей;
  • формирование правильной осанки и улучшение координации движений;
  • воспитание интереса к занятиям физкультурой и спорту;
  • обучение основным двигательным навыкам и упражнениям;
  • профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата и сердечно-сосудистой системы;
  • развитие коммуникативных навыков и умения работать в команде;
  • воспитание уважения к правилам безопасности на занятиях и в повседневной жизни.

Продолжительность упражнений можно варьировать в зависимости от возраста ребёнка:

  • 1-2 года — не больше пяти-восьми минут;
  • 3-4 года — 10-15 минут;
  • 5-6 лет — 15-20 минут.

Главное на разминке — следить за тем, чтобы дети не перетрудились и не уставали. А перед физическими нагрузками важен разогрев. Лучше всего провести его в таком формате:

  • ходьба на месте или по залу;
  • бег на месте или по залу;
  • махи руками.

Оценка эффективности влияния оздоровительной физической культуры на физическое развитие детей

Результатом исследования явилась оценка эффективности влияния оздоровительной физической культуры, которая обеспечивается сочетанием основных направлений системы оздоровления с учетом рациональной организации двигательной активности, оздоровительных мероприятий.

Результаты оценки позволили доказать эффективность авторской программы оздоровительной физической культуры и ее влияние на физическое развитие детей 5-7 лет. В таблице 7 показана динамика показателей физического развития от первого ко второму этапу у детей старшей группы в возрасте 5-6 лет и у детей подготовительной группы в возрасте 6-7 лет в ДОУ 1221.

При анализе данных мы сравнивали в лонгитюде показатели физического развития детей в возрасте 5-6 лет с этими же детьми в возрасте 6-7 лет. Данные имеют достоверные различия и положительную динамику по всем показателям физического развития, что доказывает оздоровительный эффект режима и деятельности, направленной на восстановление и улучшение здоровья. Годовые приросты имеют достоверные различия (р 0,05) и показаны графически на рисунках 3-7.

При анализе данных ДОУ разного вида мы сравнивали показатели физического развития детей экспериментальных групп ДОУ 1221 компенсирующего вида, применяющего авторскую программу оздоровительной физической культуры с детьми контрольных групп ДОУ 1068 компенсирующего вида и ДОУ 1986 общеразвивающего вида, применяющих стандартную программу «Истоки».

Сравнительный анализ показателей длины и массы тела в экспериментальных группах как у девочек 5-6 лет, 6-7 лет, так и у мальчиков этого же возраста показал более высокие величины по сравнению с контрольными группами. Более высокие показатели физического развития наблюдаются в экспериментальных группах по сравнению с контрольными группами.

Динамика средних показателей физического развития мальчиков и девочек (5-6 лет и 6-7 лет) не имеют достоверных различий. Сравнительный анализ показывает, что дети ЇЇ-ІІІ групп здоровья в ДОУ 1221 компенсирующего вида имеют такие же показатели прироста, как у детей I-II групп здоровья в ДОУ 1986 общеразвивающего вида, и достоверно выше показателей ДОУ 1068 компенсирующего вида. Таблица 8.

На рисунках 3, 4 показаны годовые приросты показателей роста (длины тела) и веса (массы тела) подготовительных групп ДОУ 1221, которые значительно превышают соответствующие показатели контрольных групп ДОУ 1068 и 1986.

Улучшение показателей массы тела получено в экспериментальных группах в среднем на 2,34%; в контрольных – соответственно на 0,86% и 1,52%. Улучшение показателей длины тела получено в экспериментальных группах в среднем на 4,27%; в контрольных – соответственно на 2,48% и 1,24%.

Таким образом, динамика темпов годовых приростов (рис. 3, 4) наблюдалась по большинству показателей в экспериментальных группах ДОУ 1221, где применялась авторская программа оздоровительной физической культурой.

В меньшей степени изменения произошли в контрольных группах ДОУ 1068 и ДОУ 1986.

Анализ данных антропометрического обследования проводился также по показателям: окружность грудной клетки, сила мышц правой и левой руки (рис. 5-7). В дошкольном возрасте у детей 6-7 лет (подготовительная группа) более развитыми оказываются те группы мышц, которые активнее действуют в обыденной деятельности детей и показатели обследования детей являются обоснованием школьной зрелости.

Обозначения: (красная линия)- Компенсирующий+авторская программа, ДОУ 1221 ——— (синия линия) – Компенсирирующий, ДОУ 1068 «тжшш» (зеленая линия) – Общеразвиваюший, ДОУ 1986

Так на примере показателей ОГК видно, что в подготовительной группе (6-7 лет) ДОУ 1221 у девочек окружность грудной клетки составляет 55,79 см, у мальчиков 56,62; в ДОУ 1068 соответственно 48,80см и 49,20 см; в ДОУ 1986 соответственно 56,29см и 57,24 см.

Как видно, нет достоверных различий между показаниями ОГК у мальчиков и девочек. Сравнивая показатели экспериментальных групп с контрольными и с показателями нормативов, разработанных сотрудниками РАМН под руководством Г.Н.Сердюковской. В нормативах указаны показатели ОГК и составляют они в 6-7 летнем возрасте от 56,7см до 63,1см.

Годовой прирост по всем показателям физического развития имеет положительную динамику (р 0,05).

Занятия в спортивном зале

Занятия в спортзале проводятся в детских садах для развития физических способностей детей. Они могут включать в себя следующие виды упражнений:

  • бег на короткие дистанции — развивает скорость и выносливость;
  • прыжки на скакалке — развивают координацию движений и прыгучесть;
  • приседания — укрепляют ноги и ягодицы;
  • игры с мячом — развивают ловкость и координацию движений;
  • бадминтон — развивает скорость, координацию движений и выносливость.

Занятия в спортзале должны проводиться под присмотром тренера или воспитателя, чтобы обеспечить безопасность детей. Упражнения подбираются по выносливости ребят.

Упражнения и гимнастика

Для детей без отклонений физические занятия также играют очень важную роль. Упражнение способствует не только укреплению здоровья, а и физическому развитию.

Физкультура способна помочь умственной активности, а также благоприятно воздействует на организм в целом. В этом плане воспитатели предпринимают следующие меры:

  1. Утренняя зарядка. Она всегда благоприятно влияет на повышение работоспособности, а также улучшает самочувствие на целый день.
  2. Кратковременные вставки физических упражнений. Они призваны снимать утомление и повышать умственную способность, чтобы избавить ребёнка от чувства переутомления.
  3. Различные виды закаливания. Только с разрешения родителей. Проведение физкультурных праздников, которые призваны не только улучшать самочувствие, а и способствовать физическому развитию, положительно влиять на эмоциональное состояние ребёнка, что в будущем поможет ему воспринимать физические упражнения, как способ повышения настроения.
  4. Дополнительные методики. Кроме утренней гимнастики, сюда включены такие её виды, как пальчиковая, артикуляционная и дыхательная.
  5. Особая активность. Для каждой группы всегда составляются особенные режимы двигательной активности, в которых, помимо организованных разновидностей упражнений по физкультуре, в режим дня дошкольников включены самостоятельные подвижные игры, учитывающие их индивидуальные и возрастные особенности.

Некоторые особенности проведения занятий в ДОУ

Занятия лечебной гимнастикой в ДОУ рекомендуется проводить не менее 2 раз в неделю. Продолжительность тренировок для малышей до 5 лет составляет 20-25 минут, для 5-7-летних детей – 30-35 минут. Занятие состоит из 3 частей:

  1. Вводная – 5-7 мин. Организация детей перед тренировкой – беседы о здоровье и пользе ЛФК, короткие игровые или танцевальные упражнения.
  2. Основная – 15-20 мин. Выполнение комплекса упражнений, направленных на укрепление различных органов и систем, включая гимнастические элементы со спортивными снарядами.
  3. Заключительная – 3 мин. Плавное возвращение детей к состоянию покоя – малоподвижные игры, дыхательная гимнастика, самомассаж ступней.

Кроме комплексных занятий ЛФК дважды в неделю, нужно ежедневно поддерживать двигательную активность детей на высоком уровне: проводить физкультминутки, пальчиковую гимнастику, подвижные игры на свежем воздухе и в помещении.

При планировании тренировок – как взрослых, так и детских – учитываются следующие рекомендации:

Наращивать нагрузки нужно постепенно, увеличивая число повторений и общее количество упражнений.
Задания подбираются в соответствии с возрастом и физическим состоянием ребенка.
Занятия должны проводиться регулярно, равномерно распределяться в течение недели.
Каждое упражнение повторяется несколько раз для выработки правильных динамических стереотипов.
Сложные элементы нужно чередовать с относительно простыми, с упражнениями на расслабление.
Каждые 2-3 недели гимнастический комплекс желательно корректировать, обновлять упражнения.
Важно контролировать состояние детей во время занятий. Если кто-то из малышей не справляется с нагрузками, значит комплекс для него стоит облегчить

Не нужно заставлять дошкольников заниматься на пределе своих физических возможностей – это вызовет срыв компенсации.

Прогулка на свежем воздухе

Прогулки на свежем воздухе — важная часть жизни детей в детском саду. Это помогает детям получить необходимую физическую активность, укрепить здоровье и развить социальные навыки.

В этот момент дети могут играть в различные игры, бегать или прыгать. Иногда воспитатели организуют мероприятия по сбору цветов, листьев или ягод. Еще все вместе исследуют природу и общаются друг с другом.

Прогулки проводятся регулярно и являются безопасными для детей. Воспитатели следят за тем, чтобы ребята, особенно младшие, не уходили далеко от территории детского сада и не подвергались опасности. Необходимо следить за тем, чтобы все были одеты по погоде — не перегревались или не замерзали.

Преимущества лечебной физкультуры

ЛФК имеет ряд преимуществ перед другими лечебно-профилактическими мероприятиями:

  • Общедоступность, она практически не нуждается в финансовых вложениях;
  • Подходит как здоровым малышам, так и детям с патологией различных органов и систем;
  • Не имеет противопоказаний кроме острого периода инфекционной болезни;
  • Простота выполнения, не требует специальных навыков;
  • Оказывает комплексное воздействие на организм;
  • Влияет не только на физическое развитие, но и на психоэмоциональную сферу;
  • Гимнастический комплекс можно в любой момент изменить в соответствии с нуждами конкретного ребенка.

Преимущества физкультуры в детском возрасте

Физкультура в детском возрасте имеет множество преимуществ, которые могут помочь детям расти и развиваться здоровым образом.

Вот некоторые из них:

регулярные занятия физкультурой помогают укрепить иммунитет и защитить детей от различных заболеваний;
физические упражнения способствуют развитию координации движений, что важно для будущей жизни ребенка;
постоянные тренировки помогают детям улучшить свою физическую форму, благодаря чему развиваются мышцы и повышается выносливость;исследования показывают, что ребята, которые занимаются спортом, имеют меньший риск развития сердечно-сосудистых заболеваний и диабета;
занятия физкультурой часто проводятся в группах, что помогает детям развивать навыки работы в команде и общения со сверстниками;активный образ жизни способствует выработке эндорфинов, что может улучшить настроение и повысить уровень энергии у детей.

Но важно помнить, что именно воспитатель в детском саду играет важную роль в организации физкультуры. Он должен знать, какие упражнения подходят для разных возрастных групп, и уметь правильно их выполнять

Педагог следит за безопасностью детей во время занятий и помогает им выполнять упражнения правильно.

Помимо этого, воспитатель создает благоприятную атмосферу для занятий спортом, поддерживает интерес детей к упражнениям и поощряет их участие в соревнованиях.

Актуальность занятий

Физическое развитие малыша является объектом постоянного наблюдения специалистов, как педагогических, так и медицинских.

Поэтому задачей каждого учреждения, составляющего проекты по физкультуре в ДОУ с детьми, является подготовка таких программ, которые будут полностью соответствовать требованиям данных специалистов.

Современная педагогическая практика допускает единственную форму работы с детьми, сюда относятся традиционные занятия, способствующие достижению положительной динамики в вопросе физического развития ребенка. Все методики проведения упражнений по физической культуре в дошкольных учреждениях базируются на необходимости решения 2 самых важных задач:

  • организация такого оздоровительного комплекса, который способствует формированию оптимальной последовательности движения и постепенных наращиваний физической нагрузки, что в дальнейшем будет способствовать укреплению иммунитета ребенка, а также положительно воздействует на стимуляцию психофизиологического развития. Это позволит предупредить развитие множества патологических изменений в организме;
  • удовлетворение возрастных потребностей в физических упражнениях, которые должны восприниматься каждым ребёнком, как «мышечная радость», а воспитателями, как основное средство комплексного развития детей дошкольного возраста. Во время подобных занятий по физической культуре малыши не только постигают особенности и возможности своего тела, а и общаются с ровесниками посредством соревнований по внимательности и ловкости.

Особенности преподавания ЛФК в детском саду

Согласно статистическим данным, в России в дошкольных учреждениях только 10 человек из ста являются полностью здоровыми детьми. Какая причина этому? Рассмотрим более подробно.

С каждым годом экологическая обстановка на земле имеет тенденцию к ухудшению. При этом новорожденные, уже при рождении, имеют проблемы со здоровьем.

Вместе с этим снижается двигательная активность детей. Прогулки на свежем воздухе, езда на велосипеде, игра в мяч и иные активные игры замещаются сидением за компьютером.

Стремление родителей заработать на жизнь приводит к недостатку времени для активного времяпровождения с детьми. Как результат – развитие гиподинамии.

Родители больше ориентируются на интеллектуальное развитие детей. Игры и занятия на кружках зачастую проводят сидя. Это ведет к проблемам со здоровьем: к искривлению позвоночника, развитию плоскостопия, а также нарушениям работы органов дыхания. В данном случае требуется проведение ряда профилактических процедур, и начинать их необходимо уже с детского сада.

Длительность проведения комплекса упражнений зависит от возрастных особенностей малышей:

  • для детей 3-4 лет – на протяжении 20-25 минут;
  • для детей 5-6 лет – 30-35 минут.

Оздоровительный комплекс проводится на протяжении длительного времени с небольшими изменениями в программе. Основная часть неизменна, меняется только подготовительная и завершительная часть.

Перед проведением процедуры комнату необходимо предварительно проветрить. Гимнастика проводится на ковриках. На ребенке должны быть носки и легкая одежда, не стесняющая движений.

Rate article